Большая наука о питании,
как основа жизни и долголетия
Большая наука о питании,
как основа жизни и долголетия

Новости

Питание
1 сентября 2022
20 минут
Почему сахар гораздо хуже для мозга подростков?
Почему сахар гораздо хуже для мозга подростков?

Уровень ожирения растёт во всём мире, и особенно такой рост заметен среди молодых людей, которые стали самыми большими потребителями высококалорийной, богатой сахаром и жирами «нездоровой» пищи и подслащённых напитков.

Повышенный метаболизм и быстрый рост в период полового созревания могут защитить от ожирения. Однако лёгкий доступ к дешёвым нездоровым продуктам и всё более сидячий образ жизни могут перевесить влияние скачков роста.

Диеты с высоким содержанием рафинированного сахара и насыщенных жиров не только способствуют набору веса и сопутствующим проблемам со здоровьем, но и оказывают глубоко пагубное влияние на работу мозга.

Известно, что чрезмерное потребление нездоровой пищи ведёт к повреждению участков мозга, необходимых для процессов обучения и памяти. Нейроны в областях мозга, включая гиппокамп, кодирующий воспоминания, перестают работать эффективно, что приводит к ухудшению обучения.

Это вызывает большую озабоченность, поскольку подростковый возраст — это важнейший период формирования знаний о мире. Подростковый возраст — это также время вновь обретённой независимости, включая выбор собственной пищи.

Недавние исследования, проведённые на грызунах, показали, что мозг подростков подвержен повышенному риску развития когнитивной дисфункции, вызванной диетой.

У мышей-подростков, но не у взрослых, после употребления диеты с высоким содержанием жиров развиваются проблемы с памятью.

Известно, что чрезмерное потребление нездоровой пищи повреждает участки мозга, необходимые для процессов обучения и памяти. (Andrey_Vasiliskov/Shutterstock)

Крысы-подростки, которые пили сладкие напитки, хуже запоминали конкретное место, ведущее к аварийному люку. Их результаты сравнивались со взрослыми крысами, которые пили сладкие напитки, и крысами-подростками, которые придерживались диеты с низким содержанием сахара.

В мозге крыс-подростков, соблюдавших сахарную диету, также наблюдался повышенный уровень воспаления в гиппокампе, что нарушает функции обучения и памяти.

Воспаление в мозге может способствовать снижению когнитивных способностей и слабоумию.

Негативное влияние ожирения на мозг наблюдалось и у молодых людей. Подростки с ожирением хуже справлялись с заданиями по математике, правописанию и гибкости ума, чем подростки со здоровым весом. Структурное сканирование мозга показало, что у подростков с ожирением гиппокамп был меньшего размера. Значит, избыток жира в организме влияет на учебный центр мозга.

Подростковый мозг находится в процессе развития

Мозг подростка претерпевает значительные изменения в развитии с точки зрения структуры и функций. Подростковый возраст — это период повышенной нейропластичности из-за резких изменений связей между областями мозга.

Исследования визуализации мозга показывают, что префронтальная кора полностью созревает только к 20 годам. Основная роль префронтальной коры заключается в выполнении исполнительных функций. Это понятие включает в себя контроль поведения, внимание и принятие решений.

Плохая регуляция префронтальной коры в подростковом возрасте может объяснить повышенную рискованность поведения подростков, включая опасное вождение, употребление наркотиков и пьянство.

Образовательные усилия, направленные на предоставление подросткам информации о небезопасном поведении, как правило, остаются без внимания. Префронтальная кора помогает нам сопротивляться поведению, вызванному событиями в окружающей среде.

Сопротивляться такому поведению перед лицом немедленного вознаграждения может быть трудно, особенно для подростков.

Мозг подростка любит вознаграждения

Рискованное поведение, к которому прибегают подростки, часто немедленно вознаграждается. Система вознаграждения мозга выделяет нейромедиатор дофамин при стимулировании приятных событий, что усиливает желание совершать такие действия.

Подростков особенно привлекают вознаграждения, включая употребление вкусной пищи с высоким содержанием жира и сахара. Подростковая система вознаграждения чувствительна к стимуляции и может подвергнуться необратимым изменениям в результате чрезмерной активации в этот период, сообщает портал epochtimes.ru

Изменения в мозге, вызванные чрезмерным потреблением сахаристых продуктов в подростковом возрасте, могут проявиться в дальнейшей жизни в виде трудностей с восприятием вознаграждения.

В сочетании со сниженной способностью сопротивляться поведению, приносящему вознаграждение, неудивительно, что подростки предпочитают есть продукты, которые легко достать и которые приносят немедленное удовлетворение, даже несмотря на противоположные рекомендации врачей.

Изменения в мозге, вызванные чрезмерным потреблением сладких продуктов в подростковом возрасте, могут проявиться в дальнейшей жизни в виде трудностей с получением вознаграждения. Исследования показали, что у самцов крыс, которые в подростковом возрасте пили воду с сахаром, во взрослом возрасте снижается мотивация и удовольствие от вознаграждения.

Такое поведение — основная черта аффективных расстройств, включая депрессию. Важно, что полученные результаты показывают: питание в подростковом возрасте может повлиять на работу мозга во взрослом возрасте, и привести к долгосрочным изменениям в предпочтениях в еде и в восприятии вознаграждений.

Мозг подростка более пластичен

Чрезмерное потребление нездоровой пищи в подростковом возрасте может нарушить нормальные процессы созревания мозга. Нормальная траектория развития может измениться, ведя к устойчивым поведенческим предрасположенностям — в данном случае к привычке употреблять жирную и сладкую пищу, ведущей к ожирению.

К счастью, благодаря повышенной пластичности подросткового мозга, молодые люди могут быть более восприимчивы к изменениям. Своевременное выявление проблемы и вмешательство могут предотвратить деструктивные поведенческие спирали, зарождающиеся в подростковом возрасте. Вы можете способствовать формированию здоровых привычек на всю жизнь.

Эми Райхельт — преподаватель Университета RMIT в Австралии.